Логистика общие понятия

Что такое Логистика общие понятия и что это означает?, подробный ответ и значение читайте далее, после краткого описания.

Ниже представлен реферат на тему Логистика общие понятия, который так же можно использовать как сочинение.

Данную работу вы можете скачать бесплатно ниже по ссылке, но если вам нужен реферат, сочинение, изложение, доклад, лекция, проект, презентация, эссе, краткое описание, биография, контрольная, самостоятельная, курсовая, экзаменационная или дипломная работа, с вашими конкретными требованиями, вы можете заказать её выполнение у нас в короткие сроки и недорого.

Мы команда учителей и репетиторов со стажем работы более 20 лет. За это время нами проверено и написано более 100 000 разнообразных работ и тестов. Поверьте нам, мы знаем как удивить вашего учителя или приёмную комиссию, с нами вы обречены на получение отличной оценки. Удачи вам в учёбе!

А.М. Гаджинский Логистика Учебник

ИНФОРМАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР

"МАРКЕТИНГ"

А. М. ГАДЖИНСКИЙ

ЛОГИСТИКА

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных учебных заведений

Издание второе

МОСКВА 1999

ББК 87.4

Г 13

Г 13 Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. — 228 с.

ISBN-5-7856-0021-8

В учебнике изложены современная концепция и задачи ло­гистики. Охарактеризованы участники логистического про­цесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.

Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также практических работников сферы распре­деления, закупок, транспорта, организации торговых и произ­водственных процессов.

Рецензент — заслуженный деятель науки РФ,

действительный член Инженерной академии,

председатель Координационного совета по логистике,

доктор технических наук, профессор

Л. Б. Миротин

Г 1404000000-021

Б64(03) – 99 ББК 87.4

ISDN 5 – 7856 – 0021 – 8 А.М. Гаджинский, 1999

ВВЕДЕНИЕ

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними ин­формационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использова­ние логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, уско­ряет процесс получения информации, повышает уровень серви­са.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функ­ций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхо­да - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечислен­ных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось суще­ственной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наи­более важных функций экономической жизни. Основная причи­на — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвав­ший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потре­бителя.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые систе­мы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйство­вания самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и прини­мает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

СТРУКТУРА

И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА*

* Практика преподавания дисциплины показала, что целостное предста­вление о логистике формируется у студента лишь на последних этапах изу­чения. В связи с этим предлагается специальная краткая вводная глава, си­стемно излагающая основы курса. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики, повысит эффективность учебного процесса.

По каждой из тем студенту предлагается выполнить самостоятельную ра­боту, включающую анализ конкретного экономического объекта. Комплекс рассмотренных и отработанных при этом вопросов может стать основой курсового или дипломного исследования.

Тема 1. Понятие и сущность логистики.

В рамках настоящей темы рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• краткий исторический очерк развития логистики;

• определение понятия логистики;

• специфика логистического подхода к управлению материальными потоками;

• предпосылки развития логистики;

• этапы развития логистики в экономике;

• экономический эффект от использования логистики.

Основными направлениями развития логистики, в историче­ском аспекте, являются военное дело и, начиная со второй по­ловины XX века - экономика. Несмотря на определенные раз­личия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие эле­менты - согласованность действий при управлении материаль­ными потоками, их рациональность, точный расчет. Краткий исторический очерк, которым начинается изучение первой те­мы, формирует представление о развитии термина «логистика» в исторической ретроспективе, помогает самостоятельно ориен­тироваться в современных публикациях по дисциплине, способ­ствует более глубокому пониманию специфики логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.

Следующий вопрос определяет логистику как плани­рование, организацию и контролирование всех видов де­ятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как прак­тическая деятельность - обеспечивает применение этих мето­дов.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной эконо­мической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин, как банковская логистика. Расшире­ние сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развити­ем методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Причина — высокая доля логистической составляю­щей в конечной стоимости товара (свыше 70%). Соответственно объектом изучения настоящего курса логистики является мате­риальный поток и логистические системы, обеспечивающие его прохождение.

Управление материальными потоками в экономике, то есть изменение их направления, скорости, качественного и количе­ственного состава, а также других характеристик, осуществля­лось с древнейших времен. Однако логистикой эта деятельность стала называться лишь со второй половины XX века. В насто­ящее время ни одно из определений логистики не отражает в полной мере специфики логистического подхода к управлению материальными потоками. В связи с этим принципиальному от­личию логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного посвящен отдельный вопрос.

Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.

Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необ­ходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логисти­ческого совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и со­ответственно, конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.

Логистический подход к управлению материальными пото­ками, как уже отмечалось, известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравни­тельно недавно, что обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода.

К внешним факторам следует отнести переход от рынка про­давца к рынку покупателя, усиление конкуренции, энергетиче­ский кризис 70-х годов, а также достижения НТП и, в первую очередь, компьютеризацию управления материальными потока­ми и индустриализацию процессов товародвижения.

Серьезное влияние на эффективность применения логистики оказывает степень совершенства самого логистического метода, в развитии которого выделяют несколько этапов, которые также рассматриваются в процессе изучения темы.

Изучение третьего и четвертого вопросов формирует пони­мание причин, обусловливающих актуальность применения ло­гистики для тех или иных экономических условий.

Экономический эффект от применения логистического под­хода к управлению материальными потоками в сферах произ­водства и обращения (вопрос 5) рассматривается в разрезе сле­дующих слагаемых:

- снижение запасов на всем пути движения материального потока;

- сокращение времени прохождения товаров по логистиче­ской цепи;

- снижение транспортных расходов;

- сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

В результате изучения первой темы формируется предста­вление о том, что такое логистика, в чем специфика логи­стического подхода к управлению материальными потоками в экономике, чем обусловлены необходимость и возможность применения логистического метода, а также о том, что дает это применение в плане улучшения экономических показате­лей.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется описать конкретную материалопроводящую систему, качественно оценив при этом резервы, которые могут быть вскрыты в результате ее совершенствова­ния на базе логистики.

Тема 2. Концепция и функции логистики.

Изучение данной темы осуществляется в разрезе следующих вопросов:

• концептуальные положения логистики;

• участники процесса управления материальными потоками в экономике и их логистические функции;

• функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, фи­нансами и планированием производства.

Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяй­ственной деятельности в пользу усиления значимости деятель­ности по управлению материальными потоками.

Концепция логистики представляет собой систему взгля­дов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. Основные положения названной системы взглядов - предмет первого вопроса данной темы. При этом концепция логистики представлена следующи­ми положениями:

реализация принципа системного подхода;

учет логистических издержек на протяжении всей логи­стической цепочки;

гуманизация технологических процессов, создание совре­менных условий труда;

развитие услуг сервиса на современном уровне;

способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Понимание материала следующего вопроса этой темы позво­ляет выделять из всех субъектов экономики структуры, имею­щие самое непосредственное отношение к продвижению матери­ального потока:

— транспортные предприятия общего пользования, различ­ные экспедиционные фирмы;

— предприятия оптовой торговли;

— коммерческо - посреднические организации;

— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.

Деятельность перечисленных участников наиболее суще­ственно влияет на характеристики сквозных материальных по­токов, поэтому именно она изучается в настоящем курсе. Это следует ясно понимать, так как к процессу управления сквозны­ми материальными потоками имеют отношение и другие субъ­екты экономики, например, банки, страховые компании и т. п. Однако временные рамки курса не позволяют развернуто изу­чить финансовое, страховое и другие виды обеспечения логи­стических процессов.

Во втором вопросе темы очерчен круг логистических функ­ций,* выполняемых основными участниками в процессе упра­вления материальными потоками, то есть показано, кто и что делает для того, чтобы материальный поток попал от первич­ного источника сырья к конечному потребителю. При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логи­стических операций, направленных на реализацию целей логи­стической системы.

* В рамках настоящего курса под термином функция понимается совокуп­ность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, также имеющих опреде­ленную цель.

К логистическим функциям относят работы, выполнение ко­торых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти гру­зы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту.

На макроуровне перечисленные, а также ряд других работ распределяются между транспортными, оптовыми, посредниче­скими и производственными предприятиями. Участники логи­стического процесса на микроуровне, то есть на уровне отдель­ного предприятия, охарактеризованы в следующем, третьем во­просе. К таким участникам относят службу маркетинга, служ­бу планирования производства, службу финансов и, конечно же, службу логистики. Изучение функциональной взаимосвязи логи­стики с маркетингом, финансами и планированием производства формирует представление о месте логистики в функциональной структуре предприятия. Понимание этого вопроса базируется на знании состава функций служб маркетинга и экономического анализа.

По данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:

— изучить организационную структуру предприятия (по ли­тературным источникам либо на материалах конкретной фир­мы), выявив при этом службы, реализующие те или иные функ­ции логистики;

— оценить возможность выделения единой логистической службы;

— наметить состав ее функций;

— оценить целесообразность реорганизации предприятия;

— обозначить факторы, которые могут оказать сдерживаю­щее влияние на преобразование организационной структуры.

Студенты вечернего и заочного отделений изучают систему управления потоками на тех фирмах, где они работают. С пред­ложениями по преобразованию предприятия в соответствии с концепцией логистики желательно ознакомить руководство фир­мы. Предложение и соответствующее мнение руководства могут стать предметом обсуждения и анализа на одном из последую­щих семинаров.

Тема 3 «Материальные потоки и логистические опе­рации» изучается в разрезе следующих вопросов:

• понятие материального потока;

• виды материальных потоков;

• логистические операции на разных стадиях движения ма­териального потока.

Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функ­цией управления, упорядочить эти процессы, получив тем са­мым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (понятие логи­стической операции рассматривается ниже).

Развивает представление о материальных потоках изучение их классификации, которая представлена в курсе в разрезе следующих признаков:

- натурально-вещественный состав потока: одноассортиментные и многоассортиментные;

- различие массы или объема: массовые, крупные и средние;

- степень совместимости грузов различной номенклатуры;

совместимые и несовместимые;

- удельный вес груза: тяжеловесные и легковесные;

- способ затаривания: грузы в контейнерах, ящиках, мешках и т. д.;

- по отношению к логистической системе: внешние, вну­тренние, входящие и выходящие.

Материал последнего вопроса темы формирует представле­ние о логистических операциях как совокупности действий, на­правленных на преобразование материального и/или информа­ционного потоков. К логистическим операциям относят погрузку, транспортировку, разгрузку, укладку на хранение и отборку из мест хранения, укладку в тару, формирование грузового па­кета, а также многочисленные другие операции, совершаемые в процессе продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей по материалопроводящей цепи.

Классифицируют логистические операции по следующим признакам:

— переход права собственности на товар: с переходом, без перехода;

— изменение потребительских свойств: с добавленной стои­мостью, без добавленной стоимости;

— природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется выделить в окружающей экономической среде ма­териальные потоки, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их. При этом желательно подыскать примеры для каждой классификационной группы. Ту же работу рекомендуется проделать и по логистическим операциям.

Тема 4. Логистические системы.

Основные вопросы:

• понятие системы;

• понятие логистической системы;

• виды логистических систем.

Базовым понятием логистики является понятие «система».

Однако до настоящего времени не выработано строгого, фор­мального, общепринятого его определения. Анализ различных толкований этого определения позволяет выделить ч е т ы р е с в -о й с т в а , которыми должен обладать объект, чтобы его мож­но было назвать системой:

- целостность и членимость, то есть система есть целост­ная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;

- связь, то есть между элементами системы имеются суще­ственные связи;

- организация, то есть связи в системах определенным обра­зом упорядочены;

- интегративные свойства, то есть наличие качеств, при­сущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Одним из основных объектов изучения в логистике являют­ся логистические системы, то есть системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных под­систем и имеющие развитые связи с внешней средой. Понятие логистической системы является частным по отношению к об­щему понятию системы. Это дает возможность рассматривать логистические системы в разрезе названных выше ч е т ы р е х с в о й с т в :

1. Ц е л о с т н о с т ь и ч л е н и м о с т ь . В макрологистике эле­ментами (подсистемами) логистических систем являются: по­ставщик, транспорт, покупатель; в микрологистике - снабже­ние, сбыт, обслуживание производства.

2. С в я з ь . В макрологистических системах элементы (по­ставщик, транспорт и покупатель) связаны товароденежными отношениями. Форма связи—договор. В микрологистических си­стемах, то есть внутри предприятий, снабжение, производство и сбыт связаны внутрипроизводственными отношениями.

3. О р г а н и з а ц и я . В макрологистике это структура хо­зяйственных связей. В микрологистике - организационное по­строение предприятия.

4. И н т е г р а т и в н ы е с в о й с т в а . Построенные в соответ­ствии с принципами логистики системы обеспечивают поставку необходимых товаров, необходимого качества, в нужном количе­стве, в нужное время, в нужное место, с минимальными затра­тами.

Анализ реальных материалопроводящих систем в разрезе пе­речисленных свойств, то есть выделение значимых для логистического процесса элементов, идентификация связей и анализ ор­ганизации, позволяет делать обоснованные выводы о причинах наличия у этих систем тех или иных интегративных качеств, принимать обоснованные решения по их преобразованию в со­ответствии с намеченными целями.

Завершает тему знакомство с видами логистических систем: макрологистические и микрологистические системы, логистиче­ские системы с прямыми связями, эшелонированные и с гибкими связями.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется проанализировать конкрет­ную логистическую систему, для чего: выделить ее подсистемы, охарактеризовать внутрисистемные связи и организацию, а так­же описать интегративные качества, обусловленные наличием данных элементов, данных связей и данной организации.

Тему 5 «Методологический аппарат логистики» предлагается рассмотреть в разрезе следующих вопросов:

• общая характеристика методов решения логистических задач;

• моделирование в логистике;

• определение и основные принципы системною подхода;

• сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем;

• пример классического и системного подходов к организации материального потока.

Изучение первого вопроса темы формирует общее предста­вление о методах логистики, всю совокупность которых можно разделить на д ве г р у п п ы :

- методы, которые традиционно использовались и использу­ются при управлении материальными потоками, то есть в про­цессе транспортировки, складирования и выполнения других ло­гистических операций (вне зависимости от степени реализации идеи логистики, то есть от степени согласованности действий участников логистического процесса);

- специфические методы, позволяющие осуществлять эф­фективное управление сквозными материальными потоками. К таким методам относят системный подход, кибернетический подход, прогностику, методы исследования операций и др.

Широко применяемым в логистике методом является моделирование, то есть исследование процессов и систем путем построения и изучения их моделей. Классификация моделей, а также характеристика имитационного моделирования - изучения второго вопроса.

Другим специфическим методом логистики является систем­ный подход (вопросы третий и четвертый), позволяющий уви­деть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подси­стем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Материал этих вопро­сов знакомит студентов с основами проектирования систем. При этом изучаются и сравниваются два подхода к формированию систем: классический и системный. Теория применения назван­ных подходов иллюстрирована практическим примером (вопрос пятый).

В рамках самостоятельной работы по данной теме студенту рекомендуется проанализировать конкретную материалопроводящую систему, оценив при этом метод, посредством которого она сформирована: классический или системный, а также оце­нить резервы повышения эффективности ее функционирования от применения системного подхода.

Тема 6 «Функциональные области логистики»* по су­ществу является введением во второй раздел курса логистики.

*Функциональная область логистики – это большая группа работ но управлению материальными потоками, объединенная но признаку общности цели этих работ. Например, работы, связанные с обеспечением предприятия предметами труда.

Наука и практическая деятельность в сфере логистики выра­батывают общие приемы управления сквозными материальны­ми потоками (а также связанными с ними информационными по­токами). Однако, несмотря на это, управление материальными потоками на отдельных участках имеет известную специфику. В рамках данной темы формируется представление об отдель­ных функциональных областях логистики, выделяемых в соот­ветствии с названной спецификой:

закупочная логистика - управление материальными пото­ками в процессе обеспечения предприятия материальными ре­сурсами;

производственная логистика - управление материальным потоком на стадии производственного звена;

распределительная логистика - комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров;

транспортная логистика - специфические задачи, решаемые при управлении материальными потоками на транспортных участках;

информационная логистика - управление информационны­ми потоками на всем пути прохождения материального потока.

Знакомство с данной темой позволяет перейти к изучению практики применения логистического подхода к управлению ма­териальными потоками в сферах производства и обращения, то есть к изучению следующих тем курса логистики.

Тема 7 «Закупочная логистика» формирует представле­ние по следующим вопросам:

• сущность и задачи закупочной логистики;

• служба снабжения на предприятии в условиях применения логистики;

• задача «сделать или купить»;

• задача выбора поставщика.

Закупочная логистика - это управление материальными по­токами в процессе обеспечения предприятия материальными ре­сурсами.

Любое предприятие, на котором обрабатываются материаль­ные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение пред­метов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потре­бления. В курсе логистики деятельность этой службы рассма­тривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновре­менно является:

элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию це­лей этого предприятия;

самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Изучая первый вопрос темы, в котором служба снабжения предприятия рассматривается как элемент макрологистическои системы, необходимо понять специфику работы службы снабжения в условиях наличия логистических связей предприятия со своими поставщиками. Эта специфика обусловлена идеей логистики (получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников) и заключается в том, что персонал службы снабжения должен добиваться реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей макрологистической системы.

Второй вопрос рассматривает варианты системной организации самой службы снабжения, так как от этого в существенной степени зависит возможность ее эффективного функционирова­ния на любом уровне.

Реализация функции снабжения предприятия осуществляет­ся в процессе решения большого количества разнообразных за­дач и выполнения различных видов работ. К числу наиболее существенных из них относят задачи «что закупить», «у кого закупить», «сколько закупить», а также такие работы, как за­ключение договора, контроль за его исполнением, организация доставки и складирования. Третий вопрос темы в рамках реше­ния задачи «что закупить» знакомит с проблемой, которая в ан­глоязычной литературе встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно - задача MOB (сделать или купить). Основная проблема здесь заключается в следующем. Закупая комплектующие у специализированного поставщика, предпри­ятие получает возможность снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, однако, в то же время, попа­дает в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом этой зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок, то есть чем более развиты в экономике логистические связи.

Завершает тему знакомство с методами решения задачи вы­бора поставщика - одной из наиболее существенных задач за­купочной логистики.

В рамках самостоятельной работы поданной теме студентам рекомендуется познакомиться с деятельностью службы снабже­ния какой-либо фирмы, обратив при этом внимание на следую­щие вопросы:

1. Комплекс задач, которые решает на предприятии служба снабжения.

2. Порядок определения существенных для логистических процессов условий договоров поставки: транспортировка, тара и упаковка поставляемых товаров, сроки поставки, количество поставляемых товаров, имущественная ответственность за не­своевременную поставку или поставку некачественных (или не комплектных) товаров и др.

3. Методы, которыми пользуется персонал службы снабже­ния при выборе поставщиков.

Тема 8 «Производственная логистика» включает в себя изучение вопросов:

- понятие и концепция производственной логистики;

- варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных систем;

- качественная и количественная гибкость производственных систем;

- эффективность применения логистического подхода к упра­влению материальными потоками на производственном пред­приятии.

Материальный поток на пути от первичного источника сы­рья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Организация логистических процессов в этих звеньях существенно влияет на:

• эффективность функционирования самих производственных предприятий;

• логистический процесс по всей материалопроводящей це­пи.

Изучение темы начинается с определения понятия общественного производства, в том числе понятия «производство материальных благ». Таким образом очерчивается круг объек­тов, на которых управление материальными потоками являет­ся предметом изучения производственной логистики. Производ­ственная логистика - это наука и практика управления ма­териальными потоками внутри предприятий, создающих ма­териальные блага или оказывающих такие материальные услу­ги, как хранение, фасовка, упаковка, укладка и т. д. Характер­ная черта объектов изучения в производственной логистике их территориальная компактность.

Развивает понимание производственной логистики знаком­ство с логистической концепцией организации производства.

Материал второго вопроса темы знакомит с двумя основны­ми моделями управления материальными потоками на произ­водстве, применяемыми в логистике: толкающей и тянущей. В толкающей модели материальный поток поступает на каждый последующий участок по команде центральной системы, упра­вляющей всеми участками. В тянущей - по команде самого по­следующего участка (центральная управляющая система непо­средственного участия в управлении межцеховыми потоками не принимает). В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой широко применяются такие системы, как МРП-1, МРП-2, Канбан, ОПТ, в той или иной степени использующие тянущий или толкающий принципы.

В следующем вопросе изучаются методы создания каче­ственной и количественной гибкости производственной мощно­сти. Актуальность вопроса обусловлена современными взгляда­ми на создание запасов, суть которых заключается в том, что на современных предприятиях предпочитают создавать запас производственной мощности (а не запас сырья и комплектую­щих).

Завершает изучение темы знакомство со следующими слага­емыми экономического эффекта от использования логистики на производственном предприятии:

— возможность перехода на малосерийное производство;

— налаживание партнерских отношений с поставщиками;

— сокращение простоев оборудования;

— оптимизация запасов;

— сокращение численности вспомогательных рабочих;

— улучшение качества выпускаемой продукции;

— снижение потерь материалов;

— улучшение использования производственных мощностей;

— снижение травматизма.

Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, за­ключается в следующем:

— изучение по литературным источникам логистических си­стем управления производством: МРП-1, МРП-2, Канбан, ОПТ;

- разработка примеров управления материальными потока­ми (не обязательно в производстве) в соответствии с толкающим принципом; в соответствии с тянущим принципом.

Тема 9. Распределительная логистика.

В рамках данной темы рекомендуется разобрать следующие вопросы:

• сущность и задачи распределительной логистики;

• взаимосвязь распределительной и закупочной логистики, распределительной логистики и маркетинга;

• логистические каналы и логистические цепи;

• пример логистически организованной системы распределе­ния товаров.

Физическое распределение произведенного или закупленного продукта является значимой областью логистики и имеет выраженную функциональную специфику. Термин «распределение», использованный в названии изучаемой темы, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Например, эконо­мическая наука широко использует термин «распределение» в значении - фаза общественного воспроизводства. Изучение пер­вого вопроса темы формирует понимание специфики распределе­ния в логистике как комплекса взаимосвязанных логистических функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Материал первого вопроса раскрывает также состав ком­плекса задач по управлению материальными потоками на участ­ке поставщик — потребитель, решаемых как на уровне предпри­ятия (микроуровень), так и на уровне региона, страны (макро­уровень).

На микроуровне это такие задачи, как определение логи­стических целей процесса реализации, обеспечение технико-технологической сопряженности участников логистических про­цессов при планировании реализации, выбор тары и упаковки в распределительных процессах и др. При этом основной целью изучения является понимание необходимости интеграции раз­личных подразделений предприятия, участвующих в решении этих задач.

В данной теме изучается также состав задач распределения, решаемых на макроуровне, то есть на уровне территории регио­на, страны, группы стран. К таким задачам относят:

— выбор схемы распределения материального потока;

— определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой те