Совершенствование концепции обучения в техническом университете на примере подготовки специалистов по САПР

Что такое Совершенствование концепции обучения в техническом университете на примере подготовки специалистов по САПР и что это означает?, подробный ответ и значение читайте далее, после краткого описания.

Ниже представлен реферат на тему Совершенствование концепции обучения в техническом университете на примере подготовки специалистов по САПР, который так же можно использовать как сочинение.

Данную работу вы можете скачать бесплатно ниже по ссылке, но если вам нужен реферат, сочинение, изложение, доклад, лекция, проект, презентация, эссе, краткое описание, биография, контрольная, самостоятельная, курсовая, экзаменационная или дипломная работа, с вашими конкретными требованиями, вы можете заказать её выполнение у нас в короткие сроки и недорого.

Мы команда учителей и репетиторов со стажем работы более 20 лет. За это время нами проверено и написано более 100 000 разнообразных работ и тестов. Поверьте нам, мы знаем как удивить вашего учителя или приёмную комиссию, с нами вы обречены на получение отличной оценки. Удачи вам в учёбе!

Е.В.Нужнов, Н.П.Заграй

К числу важнейших факторов, характеризующих настоящий этап развития высшей школы, следует отнести:

изменение потребностей общества в специалистах в результате политических и экономических изменений в стране;

отход от системы гарантированного бюджетного финансирования высшей школы;

изменение спектра учебных специальностей и более жесткое их конкурентное развитие, переоценка ценностей и изменение степени престижности (рейтинга) отдельных специальностей.

Отмеченные факторы вызвали необходимость совершенствования концепции подготовки специалистов в техническом университете. Не претендуя на описание одного из вариантов новой концепции обучения, формирующейся в вузах страны, выделим важнейшие, на наш взгляд, моменты, которые можно было бы учесть при определении путей развития многих учебных направлений и специальностей.

Определяющей тенденцией дальнейшего развития высшей школы становится фундаментализация образования. Наметился переход от узкой глубокой направленности и фактической специализации в рамках учебной специальности к полновесному освоению всего проблемного поля специальности. Эту тенденцию изначально поддерживает и подготовка бакалавров по целым направлениям, а не по отдельным специальностям в рамках реализации многоуровневой системы в части «бакалавр – инженер (специалист) – магистр».

Фундаментализация образования определяет следующую тенденцию в обучении – целесообразность первоочередного глубокого изучения и всестороннего практического освоения наиболее значимых для будущей деятельности специалиста областей знаний и учебных дисциплин. Например, для будущего инженера-системотехника по специальности САПР – это программирование и компьютерная графика, перспективные информационные технологии, методы оптимизации и автоматизированного проектирования, разработка САПР, интеллектуальные системы.

Изменилась также и парадигма образования. Если раньше вузы готовили специалистов узкого профиля для народного хозяйства (обслуживающий персонал, эсплуатационников, технологов) с необходимостью последующего доучивания или повышения квалификации при переходе на новую технику, то сегодня нужны специалисты более широкого профиля, имеющие глубокие знания, навыки и практический опыт, не только необходимые для успешной работы по своей основной специальности, но и достаточные для квалифицированного решения проблем смежных специальностей. Для специалиста по САПР это свободное владение вопросами и знание многих проблем информатики и вычислительной техники (ВТ), прикладной математики, построения и функционирования всевозможных программных и информационных систем, телекоммуникаций, искусственного интеллекта, создания объектов новой техники.

Учебная специальность становится тем фундаментом, на базе которого можно с минимальными затратами вводить и выборочно использовать в зависимости от конкретных ситуаций новые наиболее актуальные специализации.

Одна из важнейших целей ТРТУ - сохранение и укрепление позиций университета как одного из центров высшего образования Юга России -требует поиска новых оригинальных путей и форм образовательной деятельности. При этом серьезное значение для укрепления целевых связей со средними учебными заведениями региона может иметь подготовка для них преподавателей ряда важных дисциплин, соответствующих профилю университета.

Учебные и научные направления и специальности могут стать и основой для подготовки преподавателей системы среднего образования- школ, лицеев и колледжей. Государственные стандарты подготовки бакалавров и инженеров позволяют путем конкретизации дисциплин по выбору или специализаций осуществлять реализацию базовых, перспективных и даже оригинальныхнаправлений подготовки специалистов в вузах страны. Специальные документы высшей школы позволяют на базе подготовки специалистов по направлениям и специальностям, близким к дисциплинам школьной программы, реализовать подготовку учителей информатики, физики, математики и других и даже определяют перечень направлений, по которым такая подготовка допускается и наиболее целесообразна. Таким образом появлявляется основа для расширения образовательных услуг уже существующими техническими вузами по вышеназванным направлениям на имеющейся базе специальных кафедр с использованием уже достигнутого достаточно высокого учебно-методического и организационногоуровняподготовки [1].

Рассматриваемый вид образовательных услуг сегодня в нашем университете только начинает развиваться. Получена лицензия и начата подготовка учителей информатики (направление 552800 – «Информатика и ВТ», специальность 030100 – «Информатика»,выпускающая кафедра - САПР). Проводится подобная организационная работа по получению лицензии на право подготовки учителейфизики.

Экономическая целесообразность подобной подготовки требует обучения будущих учителей по общим дисциплинам в одном потоке с остальными студентами базового направления или специальности, обуславливая тем самым реализацию концептуального положения о минимизации в рамках конкретного вуза затрат на подготовку специалистов.

Специфические учебные дисциплины подготовки учителя могут быть представлены в типовом учебном плане технического университета перечнем дисциплин по выбору. Таким образом, сохраняя действующие планы подготовки студентов по базовым направлениям и специальностям, на профилирующей кафедре можно реализовать широкий спектр образовательных услуг в смежных областях, доказывая тем самым необходимость, квалификациюкафедры не только в области технических приложений, но и в областях, более тесно связанных с жизнедеятельностью человека в социуме.

К числу факторов, осложняющих процесс интенсивной подготовки учителей, относятся:

неполная согласованность концепции и балансировки учебных планов подготовки бакалавров и инженеров, а следовательно и учителей, по отдельным направлениям и специальностям;

отсутствие психолого-педагогического и медико-биологическогоаспектов подготовки по основной технической специальности, на базе которой готовится учитель;

специфическая направленность практической подготовки учителя;

разноплановость среды будущей деятельности инженера (проектировщика, технолога) и учителя;

различие целей учебной практики на раличных курсах обучения инженера и учителя.

Тем не менее, практически по всем отмеченным факторам и проблемам приемлемые решения имеются. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Нетрудно заметить, что решение многих отмеченных проблем можно свести к совершенствованию учебного плана подготовки по специальности в рамках направления. При этом одним из удачных, на наш взгляд, вариантов комбинированного решения многих проблем стыковки и сближения действующих стандартов и учебных планов по направлению и специальности является ввод в учебный план оригинальных интегрированных дисциплин, способных аккумулировать отдельные разделы и темы, с разным удельным весом входящие в стандарты, рассматриваемые совместно.

Накопленный опыт подготовки бакалавров по направлению 552800 – «Информатика и ВТ» и инженеров-системотехников по специальности 220300 – «САПР» позволил сгладить некоторую рассогласованность соответствующих стандартов за счет введения ряда интегрированных дисциплин, вобравших наиболее актуальные разделы и темы и расширяющих профиль будущего специалиста. Например:

дисциплина «Программные системы» - открытые системы,средства распределенных вычислений, программные системы для локальных и корпоративных сетей, графические интерфейсы пользователя программных систем, интегрированные программные системы и пакеты прикладных программ;дисциплина «Перспективные информационные технологии и среды» - информационные среды, средства телекоммуникации, глобальные информационно-вычислительные сети, Internet, World Wide Web, мультимедиа и гипермедиа.

Другой вариант - ввод в учебный план альтернативных дисциплин, по сути сводящийся к дополнительным затратам на альтернативные лекционные часы, так как лабораторный практикум разделяется без дополнительных затрат (например, выделить по одной учебной группе студентов, если без альтернатив их было две). Возможно и более тонкое разделение на интенсивной (беззатратной) основе, когда лекции проводятся в потоке, а альтернативным является только лабораторный практикум.

Список литературы

Заграй Н.П., Нужнов Е.В. Формирование учебного плана подготовки преподавателя на базе государственных стандартов по специальности. В кн.: Инновационные процессы в высшей школе и проблемы подготовки специалистов. Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. Часть 2. - Липецк: ЛГТУ, 1998. – 94 с.

Похожие материалы

Полезные функции для работы с файловой системой
Эта статья фактически краткий справочник по функциям для работы с файлами. Описываемые функции
Программирование на С++
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МОСКОВСКИЙ
Экономические информационные системы
Информационные системы: структура, информационные потоки. Понятие информации в системе. Критерии и
Понятие топологии сети
Классификация компьютерных сетей в зависимости от удалённости компьютеров и масштабов. Топология
Разработка системной поддержки вызова программ,реализованных на языке Fortran, из среды Java
Отличия языков C и Fortran. Размещение данных в среде Fortran. Отображение типов данных языка Java