Формирование методических компетенций магистров образования в области информатики

Что такое Формирование методических компетенций магистров образования в области информатики и что это означает?, подробный ответ и значение читайте далее, после краткого описания.

Ниже представлен реферат на тему Формирование методических компетенций магистров образования в области информатики, который так же можно использовать как сочинение.

Данную работу вы можете скачать бесплатно ниже по ссылке, но если вам нужен реферат, сочинение, изложение, доклад, лекция, проект, презентация, эссе, краткое описание, биография, контрольная, самостоятельная, курсовая, экзаменационная или дипломная работа, с вашими конкретными требованиями, вы можете заказать её выполнение у нас в короткие сроки и недорого.

Мы команда учителей и репетиторов со стажем работы более 20 лет. За это время нами проверено и написано более 100 000 разнообразных работ и тестов. Поверьте нам, мы знаем как удивить вашего учителя или приёмную комиссию, с нами вы обречены на получение отличной оценки. Удачи вам в учёбе!

Формирование методических компетенций магистров образования в области информатики

И.В. Левченко

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки магистров образования по направлению 050100 «Педагогическое

образование» [3] описание видов методической деятельности и соответствующих профессиональных компетенций носит исключительно общий характер. Для составления на основе этого стандарта образовательных программ и последующей разработки рабочих учебных программ по методике обучения информатике необходимо конкретизировать и расширить предлагаемый перечень профессиональных компетенций в области методической деятельности, опираясь на рекомендации Минобрнауки России [2].

В соответствии с ФГОС ВПО выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в области методической деятельности:

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).

Формировать методические компетенции предлагается в процессе освоения базовой части общенаучного цикла (дисциплины «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования») и профессионального цикла (дисциплины «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»). Однако перечисленные дисциплины лишь частично ориентированы на методический аспект деятельности будущего магистра в области образования по информатике. Поэтому за счет вариативной части профессионального цикла необходимо включить в учебный план дисциплину, которая будет направлена на фундаментальную методическую подготовку (например, «Методика обучения информатике в профильной школе») [1].

При конкретизации и расширении методических компетенций необходимо учитывать современную направленность методической подготовки на овладение системой научных знаний в области теории и методики обучения информатике, методологией научного познания, на усиление ее методологической и теоретической составляющей, на приобщение студента к научной деятельности, на формирование умения адаптироваться в различных психолого-педагогических и социально-экономических условиях, прогнозировать развитие той или иной педагогической ситуации, на выделение фундаментальных основ информатики и т. д.

С точки зрения глобальных целей методическая подготовка магистра образования в области информатики направлена на формирование цельной личности, способной раскрыть и развить те способности учащихся, которые нужны им и обществу, обеспечить образование и гармоничное развитие личности учащегося с помощью фундаментальных основ информатики, сформировать у учащихся элементы информационной культуры и потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

В связи с этим выделим требования к образовательным результатам освоения методических компетенций:

владеть системой научных знаний в области теории и методики обучения информатике;

обладать информационным мировоззрением и информационной культурой;

владеть методическим мышлением, которое заключается в видении процесса проектирования и организации обучения информатике;

владеть логико-алгоритмическим и системно-комбинаторным стилем мышления, что позволит формировать целостный курс информатики на основе интеграции содержания вокруг системообразующих стержней;

владеть общей методологией организации и проведения педагогического эксперимента;

уметь внедрять результаты исследовательской деятельности в педагогическую практику, уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся;

уметь выявлять и использовать стержневые системообразующие и инвариантные знания в области информатики и методики обучения информатике;

уметь видеть и объяснять причинно-следственные связи в изучаемом материале, закономерности изучаемых процессов, развитие формируемых понятий информатики;

уметь конкретизировать цели обучения информатике, адаптировать и применять различные методы, формы и технологии обучения, средства информационных и телекоммуникационных технологий;

обладать потребностями в активной деятельности, в творчестве, в непрерывном самообразовании и саморазвитии;

уметь контролировать и оценивать результаты обучения и собственную деятельность, анализировать процесс обучения школьной информатике, предвидеть последствия применения различных средств;

готовность к осуществлению профессионального взаимодействия с коллегами, коллективом учащихся, отдельными учащимися и их родителями;

готовность к эффективному обучению информатике школьников, к применению сформированных знаний и умений на практике.

Выделенные методические компетенции магистров образования являются универсальными, по своей сути основополагающими методическими знаниями и умениями, составляющими фундаментальные основы методической подготовки.

Конкретизируя методические компетенции, можно сформулировать требования к образовательным результатам исходя из теоретико-методических и предметно-методических задач подготовки магистра образования.

В результате подготовки в области общих (теоретических и методологических) вопросов методики обучения школьной информатике магистру образования необходимо:

■ знать

значение методики обучения информатике в профессиональной подготовке учителя информатики;

объект и предмет, цели и задачи методики обучения информатике, законы, закономерности и принципы обучения информатике в школе;

взаимосвязи методики обучения информатике с другими науками;

компоненты алгоритмической и информационной культуры;

компоненты методической системы обучения информатике в школе;

цели и задачи обучения школьной информатике, педагогические функции курса информатики, значение информатики в общем образовании школьника;

структуру непрерывного обучения информатике в средней общеобразовательной школе;

назначение, функции и содержание государственных общеобразовательных стандартов по информатике;

основные концепции обучения школьной информатике, программы и учебники, разработанные на их основе;

критерии оценки программ и школьных учебников;

содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;

структурные элементы урока информатики и требования к нему;

принципы дифференциации содержания обучения информатике;

содержание методических линий школьного курса информатики;

особенности реализации методов, форм и средств обучения на занятиях по информатике;

способы использования компьютеров на уроках информатики;

функции, виды контроля и оценки результатов обучения;

состав, назначение, классификацию и основные требования к учебному программному обеспечению по курсу информатики;

основные требования к школьному кабинету информатики;

требования к комплекту учебной вычислительной техники;

санитарно-гигиенические нормы работы учащихся за компьютером;

■ уметь

иллюстрировать примерами реализацию закономерностей и принципов обучения информатике в школе;

использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;

формулировать дидактическую цель урока информатики и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения;

использовать стандарт при планировании и организации обучения информатике;

провести сравнительный анализ существующих программ и учебников по школьному курсу информатики;

планировать учебный процесс по курсу информатики;

составлять конспект урока информатики, внеклассного мероприятия по информатике и анализировать их;

выделять системообразующие стержни в содержании школьной информатики, инвариантные знания в области информатики;

выбирать и реализовывать различные методы, организационные формы и средства обучения на занятиях по информатике, адекватные целям и содержанию изучаемого материала, в соответствии с особенностями учащихся;

использовать возможности информационной среды, средств информационных и телекоммуникационных технологий при организации образовательного процесса по информатике;

разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;

оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания;

организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;

использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;

использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;

владеть

систематизированными психолого-педагогическими и научно-методическими знаниями и умениями для проектирования и реализации образовательного процесса по информатике;

навыками использования документов нормативного и рекомендательного характера при проектировании и реализации образовательного процесса по информатике;

навыками постановки и достижения дидактической цели и задач урока;

навыками использования различных методов, форм и средств, педагогических и информационных и телекоммуникационных технологий для организации познавательной деятельности учащихся;

методикой организации профильных и элективных курсов информатики, отвечающих специализации образования на старшей ступени школы;

методами, формами и средствами для проведения контроля знаний и умений;

навыками проведения занятий по информатике различных типов;

способами саморазвития и самообразования.

В результате подготовки в области частных (прикладных) вопросов методики обучения информатике в школе магистру образования необходимо:

знать

содержание требований к знаниям и умениям учащихся по информатике, зафиксированных в государственном стандарте;

приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;

последовательность развития понятий информатики в школьном курсе и уметь анализировать реализацию развития этих понятий в школьных учебниках информатики;

методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;

методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;

методику организации исследовательской деятельности на занятиях по информатике с учащимися разного возраста;

методику введения и формирования понятий курса информатики;

методику обучения разработке алгоритмов;

методику обучения правилам курса информатики;

методику обучения решению задач курса информатики;

уметь

устанавливать иерархию целей и определять вариативные цели изучения конкретных понятий, конкретного учебного материала по информатике;

использовать приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;

применять уровневую и профильную дифференциацию при обучении информатике;

проектировать методику работы над конкретным вопросом школьной информатики, разрабатывать ориентировочную основу деятельности для учащихся;

решать методические задачи, связанные с отбором содержания, последовательностью изложения учебного материала, с обоснованием выбора методов, форм и средств при обучении школьников основам информатики;

применять методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;

использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;

создавать вариативную методику обучения конкретному учебному материалу в зависимости от целей и реальных условий обучения информатике;

вводить и формировать понятия курса информатики;

обучать разработке алгоритмов;

обучать правилам курса информатики;

обучать решению задач курса информатики;

владеть

навыками использования возможностей информационной среды предметной области информатики для решения профессиональнопедагогических, в том числе и методических задач;

методикой обучения фундаментальным основам школьной информатики, навыками реализации учебных программ по курсу информатики;

методикой формирования обобщенных способов деятельности с использованием средств ИКТ;

навыками использования современных методик и технологий обучения для обеспечения качества образовательного процесса по информатике;

навыками организации самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся по информатике.

Выделенные методические компетенции магистров образования в области информатики, которые получены в результате конкретизации и расширения указанных в ФГОС ВПО профессиональных компетенций в области методической деятельности, позволяют разрабатывать образовательные программы и рабочие учебные программы по методике обучения информатике, проводить диагностику методической подготовки будущих учителей информатики старшей школы.

Список литературы

Левченко И.В. Совершенствование методической подготовки учителя информатики в контексте фундаментализации образования / И.В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2009. - № 1 (17). - С. 48-54.

От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов // Высшее образование в России. - 2010. - № 8-9. - С. 3-10.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр») // URL: http://mon.ru/doc/fgos/7200/.

Похожие материалы

История компьютеров
Министерство образования Российской Федерации Оренбургский государственный университет Заочный
Зловредное ПО и средства борьбы с ними
История развития зловредного программного обеспечения. Основные его виды: эпидемии, черви,
Программирование элементов разветвляющейся структуры
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра МО и ПЭВМ Лабораторная работа 6 Тема:
Программное обеспечение компьютеров. Архиваторы
Программное обеспечение компьютеров программным обеспечением (Software) понимается совокупность
Создание базы данных о студентах ВУЗа
Проектирование программного обеспечения для создания баз данных о работах студентов университета