ГИА литература 2009 спецификация

Что такое ГИА литература 2009 спецификация и что это означает?, подробный ответ и значение читайте далее, после краткого описания.

Ниже представлен реферат на тему ГИА литература 2009 спецификация, который так же можно использовать как сочинение.

Данную работу вы можете скачать бесплатно ниже по ссылке, но если вам нужен реферат, сочинение, изложение, доклад, лекция, проект, презентация, эссе, краткое описание, биография, контрольная, самостоятельная, курсовая, экзаменационная или дипломная работа, с вашими конкретными требованиями, вы можете заказать её выполнение у нас в короткие сроки и недорого.

Мы команда учителей и репетиторов со стажем работы более 20 лет. За это время нами проверено и написано более 100 000 разнообразных работ и тестов. Поверьте нам, мы знаем как удивить вашего учителя или приёмную комиссию, с нами вы обречены на получение отличной оценки. Удачи вам в учёбе!

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г.

(в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по литературе

государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.

подготовлена Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по литературе для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса

1. Назначение экзаменационной работы

Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по литературе выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998).

2) Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2001).

3) Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2000).

4) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом

Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

5) Примерные программы по литературе основного общего образования (сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru).

3. Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа по литературе для выпускников 9 класса состоит из двух частей (общее время экзамена составляет 180 минут). В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой – анализ лирического стихотворения (или басни).

К текстовому фрагменту (или стихотворению, или басне) отнесена система письменных заданий (по 5 вопросов для каждого варианта), нацеливающих на анализ проблематики художественного текста и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также его умения высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. Каждый из первых четырех предложенных вопросов предполагает письменный ответ в примерном объеме 3-5 предложений и оценивается максимально 5 баллами. Пятое задание обоих вариантов (1.1.5 и 1.2.5) выходит за рамки конкретного эпизода (стихотворения или басни) и требует его рассмотрения в сопоставлении с другим изученным произведением с учетом контекста всего произведения. Задание 1.2.5 второго варианта предполагает сопоставление со стихотворением другого поэта, которое цитируется в полном объеме в варианте экзаменационной работы (задание 1.1.5 также может предполагать цитирование текста, с которым необходимо провести сопоставление, но это не является обязательным требованием КИМ). Задания 1.1.5 и 1.2.5 расширяют границы проверяемого материала и обеспечивают содержательную валидность экзамена. Примерный объем ответа – 5-8 предложений, максимальный балл за выполнение – 7 баллов.

Текст стихотворения (или басни) для сопоставительного задания 1.2.5 берется из произведений поэтов, чьи имена указаны в государственном образовательном стандарте, при этом само стихотворение (басня) может быть в нем не указана (таким образом осуществляется проверка способности экзаменуемого действовать в новой для него ситуации).

Подчеркнем, что второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени для выполнения заданий идентичен первому, но ориентирован на текст лирического стихотворения (или басни), что определяет специфику заданий к тексту, выявляющих особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра).

В целом на выполнение первой части работы экзаменуемому рекомендуется отвести 60 минут.

При разработке экзаменационного материала части 1 необходимо учитывать требования к отбору фрагмента текста и стихотворения.

Отобранный фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения должен:

• обладать смысловой завершенностью;

• сохранять целостность текста (в ряде случаев все же возможны купюры, связанные с оправданным сокращением тестового объема, изъятия травмирующих деталей, физологических подробностей);

• быть корректным и адекватным ситуации экзамена (не следует приводить фрагменты, содержащие большое количество диалектизмов, психологически травмирующие натуралистические подробности, включающие иноязычные тексты с переводом, многочисленные комментирующие ссылки, что требует дополнительного времени для полноценного восприятия текста и проч.);

• быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволит формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы;

• быть значимыми в идейно-художественном содержании произведения, содержать комплекс значимых для автора проблем, что позволит сформулировать задания, требующие анализа содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом;

• содержать основание для актуализации внутрипредметных связей, что позволит сформулировать задание сопоставительного характера.

Требования к отбору текста лирического стихотворения не столь многочисленны по сравнению с фрагментом эпического (драматического или лиро-эпического) художественного произведения. Помимо точного соответствия стихотворения обязательным минимумам содержания литературного образования, поэтический текст должен позволять экзаменуемому выявлять характерные особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы, строить развернутое рассуждение применительно к содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), особенностям образноэмоционального воздействия поэтического текста, проблемно-тематическим связям данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков.

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 150 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чье стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков), однако эти задания должны быть связаны с текстами части 1 на уровне тематики и проблематики. Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ века и может быть не связано с текстами части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает один из пяти предложенных ему вопросов и дает на него полноформатный аргументированный ответ в жанре сочинения (на эту часть работы учащемуся предлагается отвести 120 минут). При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).

Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 24 баллами.

Таким образом, экзамен нацеливает экзаменуемого на углубленную работу с художественным текстом, проверяет уровень его ориентированности в проблематике курса («сопоставительные» задания), учитывает читательские предпочтения, предоставляя в ряде случаев выбор заданий. Большая часть заданий экзаменационной работы носит интерпретационный характер. В экзаменационной практике хорошо зарекомендовали себя т.н. проблемные вопросы, содержащие в себе познавательное противоречие, требующее разрешения с привлечением необходимой аргументации и с опорой на конкретный литературный материал.

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность, вопервых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержание изученных литературных произведений; во-вторых, позволяет выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте образовательного стандарта по литературе:

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Опора на указанный комплекс умений позволит осуществлять компетентностно-ориентированный подход при разработке и проведении экзамена по литературе за курс основной школы. В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьникачитателя. Этой задаче должны быть подчинены все структурносодержательные компоненты новой экзаменационной модели для выпускников

9 класса.

Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий экзаменационной работы по частям.

Таблица 1

Распределение заданий экзаменационной работы по частям

Части работы

Тип заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного

балла за задания данного

варианта от

максим. первичного балла за всю работу

(=51)

С развёрнутым ответом

Часть 1

(вариан т 1)

ограниченного объема (3 – 5 предложений).

4

20

40%

С развернутым ответом ограниченного объема (5-8 предложений).

1

7

12%

С развёрнутым ответом

Часть 1

(вариан т 2)

ограниченного объема (3 – 5 предложений).

4

20

40%

С развернутым ответом ограниченного объема (5-8 предложений).

1

7

12%

Часть 2

С полным развернутым ответом (не менее 150 слов)

1 (выбор из 5 предложенны

х)

24

48%

Всего в работе – 15 заданий, из них от учащегося требуется выполнить 6 заданий:

5 из первой части и 1 из второй части

4. Распределение заданий по проверяемым элементам содержания

Отбор художественных произведений, на которые ориентирована экзаменационная работа, определяется рядом принципиальных позиций. Вопервых, это произведения, которые изучались в старших классах основной школы (по преимуществу это учебный материал 9 класса, в меньшей степени 8 и 7 классов). Во-вторых, это произведения, которые включены (наряду с материалом, изученным в 10-11 классах) в государственную (итоговую) аттестацию выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений, а также произведения, которые обозначены в программах для поступающих в вузы.

Объём содержания курса литературы для экзаменационной работы представлен в виде 8 разделов (см. Кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов для составления контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса). На основании раздела «Сведения по теории и истории литературы» в КИМ включаются те или иные термины и понятия. Остальные 6 разделов распределяют произведения художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:

− Из древнерусской литературы;

− Из русской литературы XVIII века;

− Из русской литературы первой половины XIX века;

− Из русской литературы второй половины XIX века;

− Из русской литературы XX века;

− Из русской литературы второй половины ХХ века.

В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания, соответствующие двум содержательным блокам:

1. Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века.

2. Литература второй половины XIX века – XX века.

5. Распределение заданий по уровню сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 (в обоих вариантах) содержит 4 задания базового уровня (1.1.1-1.1.4; 1.2.1-1.2.4) и одно задание повышенного уровня содержит задание высокого уровня сложности (предложен выбор из пяти заданий), которое требует от экзаменуемого написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.

Таблица 2 Общее распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Обозначение

заданий в работе

Тип заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального балла за задания данного уровня сложности от

максим. первич-ного балла за всю работу (=51)

Базовый

1.1.1-1.1.4 или

1.2.1. –

1.2.4

С развёрнутым ответом ограниченного объема

(3 – 5 предложений)

4

20

40%

Повышенны

й

1.1.5 или

1.2.5

С развёрнутым ответом ограниченного объема

(5-8предложений), предполагающее выход в литературный

контекст

1

7

12%

Высокий

Одно из заданий: 2.1 –2.5

С полным

развернутым ответом (не менее 150 слов)

1

24

48%

Итого

6

51

100%

6. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы дается 3 часа (180 минут). Учащимся рекомендуется так распределить время: на выполнение 5 заданий первой части примерно 60 минут, на выполнение одного задания второй части не менее 120 мин.

7. План экзаменационной работы

С учётом объёма литературного материала составлен обобщённый план экзаменационной работы (см. Приложение), включающий необходимые содержательные, организационные и оценочные параметры экзаменационного испытания.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Оценка выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема и развёрнутым свободным ответом должна определяться экспертным путём.

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе системы критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, предполагающих сжатый или полноформатный ответ на предложенный вопрос. За выполнение каждого из четырех заданий базового уровня сложности экзаменуемый может получить максимально 5 баллов. За выполнение задания 1.1.5 или 1.2.5 повышенного уровня сложности экзаменуемый может получить максимально 7 баллов. Среди позиций, по которым оцениваются задания базового и повышенного уровня, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке задания из указанной группы эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).

За выполнение одного задания второй части (сочинение) экзаменуемый может получить максимально 24 балла (баллы, полученные по критериям, умножаются на коэффициент сложности – 2). Среди пяти критериев, по которым оценивается выполнение задания (сочинение), первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырем критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).

9. Дополнительные материалы и оборудование

Экзаменуемый имеет право пользоваться полным текстом произведения, фрагмент из которого представлен в варианте 1 части 1, или сборником лирики поэта, чье стихотворение вошло в вариант 2 части 1 экзаменационной работы, а также тестами художественных произведений, по которым формулируются темы сочинений во 2 части обоих вариантов.

10. Условия проведения и проверки экзаменационных работ (требования к специалистам)

Все задания экзаменационной работы проверяются экспертами, прошедшими специальную подготовку.

11. Рекомендации по подготовке к экзамену

Предлагаемые экзаменационные материалы – одна из возможных форм оценки уровня обученности по литературе выпускников 9-х классов. Представленная модель не вытесняет традиционные формы итогового контроля, содействуя расширению вариативных форм контроля, способов определения уровня литературного образования школьников, способствуя выработке дополнительных стратегий повышения объективности оценки, созданию гибкой системы итоговой аттестации, учитывающей идею профильного и предпрофильного обучения, обеспечивая преемственные связи с единым государственным экзаменом без дублирования этой формы.

К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, включенные Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, а также рекомендованные ФИПИ учебные пособия для подготовки к экзамену.

Приложение

План экзаменационной работы по литературе для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный В – высокий.

.

Обоз- наче ние

зада-

ния в работе

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Примерное

время выполнения

задания

(мин.)

1

1.1.1-

1.1.4;

Развернутые рассуждения о тематике и проблематике фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического произведения), его принадлежности к конкретной части (главе); о видах и функциях авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы и др.

Б

5

(за 1 задание)

10 мин

(на 1 задание)

2

1.1.5

Развернутое рассуждение о роли и месте приведенного фрагмента в тематике, проблематике, системе образов и структуре произведения, о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков

П

7

20 мин

3

1.2.1-

1.2.4

Развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (басни): тематике, образах; о видах и функциях изобразительновыразительных средств, элементах художественной формы; об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста

Б

5

(за 1 задание)

10 мин

(на 1 задание)

4

1.2.5

Развернутое рассуждение о проблемнотематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков

П

7

20 мин

5

2.1-2.5

Осмысление проблематики и своеобразия художественной формы изученного литературного произведения, особенностей лирики конкретного поэта

В

24

120 мин.

Всего заданий в экзаменационной работе – 15, из них экзаменуемый должен выполнить 6; по уровню сложности: Б – 4 , П – 1, В – 1.

Максимальный балл за работу – 51.

Общее время выполнения работы – 180 мин.

Похожие материалы

ГИА физика 2009 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г.
Дополнительная схема оценивания задания С1 ЛИЧНОЕ ПИСЬМО 2012 2
Дополнительная схема оценивания задания С1 «ЛИЧНОЕ ПИСЬМО» Текст ФИО эксперта Ко
ГИА английский язык 2010
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся,
ЕГЭ география 2012 Кодификатор
Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
ГИА биология 2010 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших