Отражение Премудрости Божией в тварном мире

Что такое Отражение Премудрости Божией в тварном мире и что это означает?, подробный ответ и значение читайте далее, после краткого описания.

Ниже представлен реферат на тему Отражение Премудрости Божией в тварном мире, который так же можно использовать как сочинение.

Данную работу вы можете скачать бесплатно ниже по ссылке, но если вам нужен реферат, сочинение, изложение, доклад, лекция, проект, презентация, эссе, краткое описание, биография, контрольная, самостоятельная, курсовая, экзаменационная или дипломная работа, с вашими конкретными требованиями, вы можете заказать её выполнение у нас в короткие сроки и недорого.

Мы команда учителей и репетиторов со стажем работы более 20 лет. За это время нами проверено и написано более 100 000 разнообразных работ и тестов. Поверьте нам, мы знаем как удивить вашего учителя или приёмную комиссию, с нами вы обречены на получение отличной оценки. Удачи вам в учёбе!

Хоменков А. С.

В Третьей книге Царств можно прочесть о том, что к древнему царю Соломону раз в три года "приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость и обезьян, и павлинов" (3 Цар. 10, 22). Из всех живых существ здесь упомянуты только обезьяны и павлины. Можно ли найти какой-либо общий знаменатель в интересе древнего правителя именно к этим созданиям, на первый взгляд столь различным между собой?

Чтобы разобраться в этом, попытаемся вначале ответить на следующий вопрос: какой смысл имеет для павлина его прекрасный, пышный хвост?

Видевшие павлина в условиях его обитания свидетельствуют: "Никто не может себе представить красоту павлина, если не видел его в уединенной, дикой пустыне... Прекраснее всего он выглядит, когда взлетит на дерево, и длинный хвост его становится чудным украшением того дерева, на котором он сидит".

Но нужно ли павлину, с точки зрения биологической целесообразности, иметь такой роскошный хвост, способный украсить собою дерево?

Совершенно очевидно, что нет. Напротив, для павлина, как и для некоторых других птиц, иметь подобный роскошный хвост – лишняя обуза, абсолютно бесполезная в его жизни. Более того: с таким хвостом гораздо труднее спасаться от хищников. Если следовать логике дарвиновского учения, такой хвост не должен был появиться в ходе эволюционного развития, поскольку он мешал бы выживанию вида, а следовательно – "отметался" бы естественным отбором. Сам Дарвин выдвинул предположение, что причиной появления хвоста павлина и множества иных признаков эстетического характера, встречающихся в живой природе, является половой подбор. Дескать, яркие краски и правильные формы вызывают повышенный интерес у особей другого пола и поэтому их обладатели имеют больше шансов оставить потомство. Но здесь одна загадка подменяется другой, столь же неразрешимой с точки зрения дарвинского учения: откуда у живых существ появилось эстетическое чувство? Ведь оно – не меньший нонсенс для дарвинизма, чем хвост павлина. В самом деле: раз это чувство способствует возникновению таких признаков, как павлиний хвост, то оно же мешает существованию вида и, следовательно, – по неумолимой логике дарвиновского учения, – должно было быть уничтожено все тем же естественным отбором.

Итак, эстетические закономерности, широко встречающиеся в живой природе, – необъяснимы с позиции "функциональной оптимальности" живых существ. Таких закономерностей – более чем достаточно. Это и яркая окраска, широко встречающаяся у разных систематических групп живых существ, прежде всего, у покрытосеменных растений, это и пение птиц в пробуждающемся весеннем лесу, это и геометрически правильные формы в строении живых тел, среди которых особое место занимает известная пропорция "золотое сечение".

Эта пропорция была известна еще Пифагору, который называл ее "золотым делением". Современное же название – золотое сечение – присвоил ей Леонардо да Винчи . "Лука Пачоли в 1509 году пишет первое сочинение о золотой пропорции, названной им "божественной". Иоганн Кеплер говорит о ней как о "бесценном сокровище"...".

Геометрически пропорция золотое сечение определяется как "деление отрезка единичной длины АВ на две неравные части АС и СВ, при котором отношение меньшей части СВ к большей АС равняется отношению большей части к целому отрезку АБ. СВ/АС = АС/АВ".

Что касается живой природы, то "уже со времени И. Кеплера особая эстетичность пропорции золотого сечения связывается в научной литературе с ее морфогенетической реализацией в биотелах". Исследователи отмечают: "Тело человека, взятое в средних идеальных пропорциях, во многих ясно различных частях своих являет целые серии крупных и мелких подразделений по этому закону". В частности, "высота лица (до корней волос) относится к вертикальному расстоянию между дугами бровей и нижней частью подбородка, как расстояние между нижней частью носа и нижней частью подбородка относится к расстоянию между углами губ и нижней частью подбородка, это отношение равно золотой пропорции".

Однако пропорция "золотое сечение" распротраняется не только на строение тела человека. "В растительном царстве наблюдается то же; например, длина стеблевых колен у многих злаков и расстояние последовательных ходов спиральной линии, проводимой через точки прикрепления сучьев и листьев у многих кустовых и древесных пород, развивающихся при нормальных условиях, строго подчиняются закону золотого сечения". Во многих раковинах моллюсков этому же закону подчиняется расстояние между завитками. Пропорция золотое сечение была выявлена и в строении слуховой улитки человека, а также во взаиморасположении палочек и колбочек глазного яблока, в компонентах генного аппарата человека и животных, в биоритмах головного мозга и в электрокардиограмме.

И чем больше изучают строение живых тел, тем больше они находят в них эстетические закономерности, связанные с золотой пропорцией. Эти закономерности выявляются часто не сразу, но после детального математического анализа: пропорция золотое сечение распространена в природе в большинстве случаев в виде своих производных, то есть представляет собой "константу неявную, а глубоко скрытую от поверхностных наблюдений". Следовательно – золотое сечение – более распространено, чем может показаться при поверхностном взгляде.

Многие исследователи считают, что золотое сечение – это феномен, "пронизывающий собой все уровни организации материальных объектов", и поэтому он наделен "глубоким онтологическим смыслом". Но к пониманию этого таинственного смысла современная материалистически–ориентированная наука так и не приблизилась. Единственное, что она смогла сделать – это засвидетельствовать что принцип "функциональной оптимальности" строения живых организмов здесь ни при чем. Этот вывод известный русский биолог Любищев сформулировал еще в 1925 г. Он считал вслед за Кеплером гармонию "реальным формообразующим фактором" и показал в своих работах, что морфологические структуры биологических объектов "лишь в частных случаях определяются выполняемыми функциями, а в более общем случае подчиняются некоторым математическим законам гармонии. В многообразии форм есть своя, не зависимая от функции упорядоченность". Другими словами можно сказать, что эстетически правильные формы в строении живых существ, к которым, в частности, относится и пропорция золотое сечение – абсолютно бесполезны в плане повышения жизнеспособности организмов.

Однако там, где бессильна наука, в свои законные права вступает основанная на Божественном Откровении богословская мысль. Что может она поведать нам о таинственном смысле золотой пропорции и иных эстетических закономерностей живой природы?

Согласно учению отцов Церкви, наиболее полно выраженного в трудах св. Максима Исповедника, бытие каждой вещи, каждого явления нашего мира определяется ее трансцендентно–идеальным "корнем" – логосом, являющимся энергией, или "произнесенной мыслью" (слова всегда есть "произнесенные мысли") Логоса Ипостасного. "Отцы и учителя Церкви всегда так и понимали мир, как гармоническое и органическое целое, пронизанное лучами зиждительного Логоса и Премудрости. Эта "логосность" мироздания обнаруживается повсюду, она отображает волю Создателя и Промыслителя. Логосы вещей, явлений, стихий суть отблески Логоса Божия".

Имея внепространственную и вневременную природу, логосы явлений принципиально недоступны для прямого научного изучения. В то же время их "присутствие" ощущается в законах мироустроения и гармонии мира. Святоотеческая традиция учит: "Все в мире есть тайна Божия и символ. Символ Слова, ибо откровение Слова. Весь мир есть Откровение, – некая книга неписанного откровения. Или, в другом сравнении, – весь мир есть одеяние Слова. В многообразии и красоте чувственных явлений Слово как бы играет с человеком, чтобы завлечь его и привлечь, чтобы он поднял завесу, и под внешними и видимыми образами прозрел духовный смысл".

В частности, об этом духовном смысле свидетельствует и пропорция золотое сечение. В самом деле: золотое сечение – это разделение какого–либо отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть относится к большей, как большая – к длине всего отрезка. Количественно такое отношение приблизительно равняется числу 0,618. Но само по себе это число не говорит о том глубоком смысле, который оно в себе заключает.

Задумаемся о сущности золотой пропорции. Любой отрезок можно разделить на бесчисленное число неравных частей. Но только в одном случае соотношение между ними и целым будет идеально простым и правильным. Этот случай – золотое сечение. По словам исследователей, "золотое сечение представляет собой одно из тех замечательных математических соотношений, которые по существу и простоте идеи прямо вытекают из природы вещей". Можно сказать, что в этой пропорции материальными средствами передается смысл, идея. Само представление о каком–либо смысле у нас всегда сочетается с представлением о слове – носителе этого смысла. Нечто подобное мы можем сказать и о том смысле, которым наполнены природные объекты. Этот смысл свидетельствует о тех энергиях-логосах, которые, исходя из Логоса Ипостасного, дают основание жизни тварного мира.

Пропорция золотое сечение – простейший пример такого отражения Божественной Премудрости в тварном мире. В более широком плане об этом же говорят и все другие эстетические формы живой природы, в том числе и тот роскошный хвост павлина, ради которого этих птиц привозили к древнему царю Соломону.

Однако мы обещали поискать общий знаменатель в интересе древнего правителя как к павлинам, так и к обезьянам. Последних привозили, конечно же, не ради удовлетворения эстетических запросов царя Соломона, но, видимо, ради их внешней схожести с человеком. Ведь и в средние века, как пишут очевидцы, множество обезьян привозили в Европу для знатных лиц, которые получали наслаждение, наблюдая за их "умением подражать человеческим жестам". В чем же смысл этой пародийной схожести обезьян с человеком?

Эволюционисты видят в этой схожести свидетельство происхождения человека от обезьяны. Однако несколько десятилетий напряженных поисков окаменевших свидетельств предполагаемого эволюционного восхождения от обезьяны к человеку не дали ожидаемых результатов. Вопреки расхожим мнениям и содержимому школьных учебников можно с уверенностью утверждать, что достоверных свидетельств существование "обезьяночеловека" найдено не было: "Ни разу не был найден скелет такого существа целиком или хотя бы значительная его часть", в то время как окаменевших останков просто обезьян и просто людей было обнаружено более, чем достаточно. Может быть, существующая схожесть обезьян с человеком также является одной из форм отражения Божественной Премудрости в тварном мире? Что об этом может засвидетельствовать христианская традиция?

Человек, как учит нас Священное Писание, создан по образу Божию (Быт. 1, 26 – 27). Это высочайшее свойство человека запечатлено во всем его облике, обладающим, по сравнению со всеми живыми существами, царственным величием. Однако, люди могут терять это величие, будучи порабощены различным страстям и порокам, искажающими в них образ своего Творца. И тогда вместо этого величественного образа, по которому человек создан, в нем начинает проявляться его пародийный образ, который во всей своей полноте он может наблюдать у обезьян. Не зря ведь в древности у христиан существовала традиция называть грешников обезьяноподобными. Обезьяны, в таком понимании, должны своим видом и повадками мягко и ненавязчиво предостерегать от греховных поступков человека, служа ему при этом и объектом увеселения, и пищей для размышления: на кого он будет походить, "если утратит свой образ" . И такой подход к проблеме внешней схожести обезьяны с человеком находит свое законное подтверждение в современной приматологии – науке, занимающейся изучением обезьян. Дело в том, что, несмотря на значительное различие во внешности человека и шимпанзе, оцениваемой по объективным морфологическим критериям как различие на уровне подотрядов , внутреннее сходство по физиологическим, биохимическим и генетическим показателям здесь большее, чем у видов одного рода. Исследователи Е. Брюс и Ф. Айала (Калифорнийский университет) показали в 1979 году: генетическая дистанция человека – шимпанзе равняется 0,386..." . Подобную генетическую и биохимическую близость, как известно, имеют "виды-двойники насекомых и млекопитающих". Такие виды-двойники внешне почти не различимы.

Это единственный случай такого рода в живой природе и иначе, как специальным замыслом Творца о творении, его объяснить невозможно. Его смысл – добиться при значительном внешнем отличии обезъяны от человека максимального внутреннего сходства, – того, что выражается в различных обезьяньих ужимках, так похожих на человеческие. Без общности физиологической и биохимической организации, а, следовательно – и генетической близости, – такая внутренняя схожесть была бы невозможной.

Итак, в интересе царя Соломона к павлинам и обезьянам вполне можно найти общий знаменатель: и там, и здесь мы сталкиваемся со следами Божественной Премудрости, разбросанными в тварном мире.

Список литературы

Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб. 1995.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.Спб. 1894.

Бауден М. Обезьянообразный человек – факт или заблуждение? – Симферополь. 1996.

Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1 – 3. – М.: "Терра" – "Terra". 1992.

Васютинский Н. Золотая пропорция. М. Молодая гвардия. 1990.

Гукслей Т.Г. Место человека в царстве животном. – М. 1864.

Епифанович С.А. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – Киев. 1915.

Киприан, архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник. 1996.

Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики// Из ранних произведений. М. Правда. 1990.

Мейен С.В., Соколов Б.С., Шрейдер Ю.А. Классическая и неклассическая биология. Феномен Любищева// Вестн. АН СССР. – 1977. № 10.

Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М. Наука. 1981.

Розенов Э.К. Статьи о музыке. Избранное. М. Музыка. 1982.

Рэфф Р.; Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир. 1986.

Светлов П.Г. (под редакцией) и др. Александр Александрович Любищев. Л.: Наука. 1982.

Тимофей, священник. Две космогонии. – М.: Паломник. 1999.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Вонцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. – М.: Наука. 1977.

Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. – М.: Мысль. 1974.

Флоровский Г.В. Восточные отцы V–VIII веков. – М:. 1992.

Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука. 1979.

Фридман Э.П. Этюды о природе обезьян. – М.: Знание. 1991.

Шевелев И.Ш. О формообразовании в природе и в искусстве// Золотое сечение. М.: Стройиздат. 1990.

Шмелев И.П. Третья сигнальная система// Золотое сечение. М. Стройиздат. 1990.

Юнкер Р.; Шерер З. История происхождения и развития жизни. СПб. Кайрос. 1997.

Похожие материалы

Гигиена и охрана голоса детей
Формирование и развитие голоса у детей. Физиология голоса у детей. Болезни органов голосового
Взаємозвязок між живими організмами
РЕФЕРАТ на тему: Взамозвязок мж живими органзмами Взамозвязок мж органзмами можна простежити на рвн
Стратегии изучения зрительной коры
Методики преобразования пятен на сетчатке глаза в сигналы, несущие информацию о форме, размере,
Романовская порода
План Введение 1 История 2 Характеристика 3 Распространение 4 Источники Введение Рома&769новская
Перспективы становления ноосферной цивилизации
Введение------------------------------------------------------------------------ 1 - 2 Понятие